Мифы о копирайтинге, часть 2. Заблуждения заказчиков

Копирайтинг все еще остается немного размытой сферой деятельности. Как следствие - не у всех есть четкое понимание, что входит в сферу деятельности копирайтера, а что нет.

Ранее шла речь о заблуждениях начинающих копирайтеров, но практика показала, что многие заблуждения формируются и у наших клиентов.

В этой статье рассмотрим самые распространенные мифы, характерные для разных категорий заказчиков. 

Мифы

«Я отлично знаю, что мне нужно»

Заказчик имеет полное право сказать копирайтеру «я не знаю, что мне надо, помогите принять решение». Конечно, про условии, что уровень копирайтера позволяет оказать клиенту должную консультацию.

 

Практически в любой профессиональной сфере клиент не обязан знать все об услуге, которую он заказывает. Представьте, насколько неловкой была бы ситуация, если бы в салоне красоты вас отказались обслуживать за то, что вы не определились с прической или макияжем и вам нужен совет. 

 

Обычно с информационными материалами сложностей не возникает, поскольку их цель понятна уже из названия: они призваны грамотно донести необходимые сведенья до читателя, подробно раскрыть какой-либо вопрос. 

Консультация копирайтера-специалиста может понадобиться при подготовке SEO-статей, продающих и рекламных текстов, текстов для листовок. В этих случаях материал должен не только быть читабельным и интересным, но и выполнять свою функцию:

  • SEO-статья должна повысить позиции веб-страницы в поисковой выдаче.
  • Продающий текст - поднять конверсию.
  • Рекламный текст - заинтересовать потенциального покупателя. 

Если вы мельком прочли об особенностях той услуги, которую вы заказываете и решили, что все о ней знаете, вынуждена вас разочаровать. Несомненно, это отлично, что вы ознакомились с информацией, но копирайтер много лет изучал и применял на практике принципы того, о чем вы читали. Как думаете, чей опыт ценнее?

 

Неукоснительное следование принципу «Прав здесь только я!» может привести либо к тому, что хороший копирайтер откажется с вами работать (нервы ведь ценнее!), либо к тому, что вы получите такой текст, какой и требовали, но вряд ли он выполнит свое прямо назначение.

 

Знающий копирайтер не только пишет тексты, но и консультирует клиента по рабочим вопросам, работает над текстом так, чтобы он выполнял поставленную клиентом задачу. Поэтому нередко между копирайтером и заказчиком разворачивается длительное обсуждение деталей. Это нормально.

 

Работа профессионала ценится дороже и предполагает высокую оплату, зато в итоге вы с большей долей вероятности получите качественный продукт.

«Сделайте тестовое задание, и если мне понравится, будем работать»

Нет ничего плохого в том, что заказчик просит написать тестовое задание. Однако здесь есть несколько важных моментов.

  1. У копирайтера есть портфолио с примером того текста, который вам нужен. Зачем вам в этом случае тестовое задание, если в портфолио есть вся необходимая информация?
  2. У копирайтера внушительный список реальных кейсов, когда его деятельности привела к достижению поставленной задачи. Здесь речь идет о тех самых целевых текстах - продающих, рекламных. Обычно у таких специалистов и не просят тестовое, потому что кейсы играют более важную роль.
  3. Тестовое на 10 000 символов (примерно 5 страниц А4). Серьезно? Я такие предложения воспринимаю как тревожный звоночек. Чтобы понять стиль и уровень грамотности копирайтера достаточно 1000-2000 символов (примерно 0,5-1 страница А4), не более.

И не забывайте о том, что если тестовое не было вами оплачено, то прав на его использование у вас нет.

"Нужно ориентироваться на стоимость 1000 символов печатного текста"

Это правило работает только для информационных текстов.

Остальные тексты оцениваются по другому тарифу, поскольку упор идет не на объем написанного, а на выполнение своей задачи. Например, те же рекламные тексты ценятся выше и стоят дороже по той причине, что копирайтер сначала изучает рекламируемый продукт, рынок, разрабатывает стратегию продвижения и только потом пишет  текст.

«Попрошу копирайтера дополнить статью картинками и тегами, заодно и ключами»

Не все из вышеперечисленного безоговорочно входит в обязанности копирайтера.

Начнем по порядку.

Изображения, видео. На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного в поиске медиаматериалов к статье. Копирайтер наверняка умеет это делать, но захочет ли? Во-первых, желательно использовать либо не защищенные авторским правом изображения и видео, либо указывать автора использованных материалов и ссылку на его сайт.

Представляете себе эту мороку?

 

Найти нужное изображение на фотостоках бывает непросто. Для примера попробуйте покопаться на том же pixabay, где изображения очень классные, но поиск усложнен. 

 

Второй вариант - найти изображение, которое кому-то принадлежит, но сначала уточнить, можно ли его использовать, и если можно, как и где указать имя автора.

Это требует определенных усилий и временных затрат. А время, как известно - ценный ресурс.  

 

Теги. Обычно просят прописать мета-теги, которые нужны для SEO. Я это делаю, если заказ входит в услугу «SEO-копирайтинг», в противном случае это работа не моя, а SEO-специалиста.

 

Верстка. Это не входит в сферу деятельности копирайтера. Оформлением текстов для размещения на сайте занимается верстальщик.

 

Тем не менее, копирайтер вполне может уметь работать с HTML или популярными CMS-платформами, с радостью дополнить статьи медиаматериалами, оптимизировать материал для поисковых систем, однако даже в этом случае верстка или размещение текста где-либо предполагает отдельную оплату.

«Можно обойтись и без брифа»

Бриф позволяет копирайтеру понять вашу задачу. Если у вас есть свое техническое задание, и вы хотели бы выслать копирайтеру именно его, то вам стоит обсудить это с самим копирайтером.

Я отношусь к такому подходу скептически, поскольку если клиент не может уделить время на заполнение брифа, то видимо, его не очень интересует качество итоговой работы.

Что если в вашем ТЗ нет тех пунктов, которые мне нужны, чтобы написать качественный текст?

«Я заказал продающий текст. Теперь продажи в моем бизнесе однозначно возрастут. А если нет, то виноват копирайтер!»

В этом утверждении есть огромная доля истины. Продающий/рекламный текст может как привлечь множество новых покупателей, так и оттолкнуть даже лояльных. Многое зависит от того, как он составлен, какая информация в нем указывается.

 

Но грамотно составленного текста мало для того, чтобы поднять уровень продаж. Мнение потребителя о продукте компании формируется под воздействием ряда факторов, начиная от дизайна корпоративного сайта и заканчивая рекомендациями друзей и знакомых.

 

Кроме этого, продукт может быть действительно некачественным, и возможно, ваш клиент уже это прочувствовал на себе. В этом случае очень маленькая вероятность того, что даже качественный продающий текст изменит мнение разочаровавшегося клиента о продукте.

Заключение

В любом случае заказчик - это клиент. Он может прекрасно разбираться в услуге, которая ему нужна, а может не знать о ней ничего. Он может быть сверхвежливым и культурным, а может быть невыносимым хамом.

Копирайтер - не робот-исполнитель. Он имеет полное право отказать в оказании услуги заказчику, который вызывает подозрения или даже просто хамит.  

Откуда взялись такие странные заблуждения? Я предполагаю, что определенная категория людей находит в них какую-либо выгоду, и потому изо всех сил стараются их поддерживать.

На всякий случай напомню, что отношения клиент-исполнитель предполагают обмен. В данном случае исполнитель оказывает услугу, которую клиент оплачивает, если не было оговорено другое. Все другие случаи называются мошенничеством.

Поделиться

comments powered by HyperComments