Паблик ВКонтакте: черный список копирайтеров и заказчиков

Фриланс -  деятельность, в большинстве своем основанная на доверии, и различные «кидалы» много раз этим  пользовались.

Конечно, в социальных сетях есть паблики и разделы обсуждений из области «Черный список исполнителей» или «Черный список заказчиков», что дает возможность заранее промониторить человека на предмет порядочности, но и это гарантий не дает. 

Я - копирайтер и контент-менеджер.


Ранее я писала о моей точке зрения об этих двух видах деятельности, но по классическому толкованию в странах СНГ, называю копирайтингом почти все, что связано с созданием текста. Потому в дальнейшем под этим определением буду подразумевать и тех, кто пишет статьи для сайтов, и тех, кто готовит тексты для бизнеса и рекламы.



Мне довелось увидеть множество объявлений от коллег об обмане со стороны заказчиков. Заказчики тоже нередко жаловались на недобросовестных исполнителей. Более того - я и сама столкнулась с аферистами.

Просмотрев паблики ВКонтакте, я поняла, что единой действующей базы данных недобросовестных заказчиков и исполнителей в сфере копирайтинга нет, и решила, что она не помешает. Так появился паблик «Черный список копирайтеров и заказчиков»

Цель паблика

Из названия понятно, о чем он, однако его задача - не только предупредить порядочных людей о возможном мошенничестве, но и оказать моральную поддержку пострадавшим. Именно поэтому к публикации принимаются не только случаи обмана, но и интересные истории копирайтинга.

В паблике есть два принципиальных правила:

  • Все опубликованные новости о мошенничестве должны иметь подтверждение в виде скриншотов переписки. Возвращаемся к утверждению, что наличие ссылки на заказчика или копирайтера в каком-либо ЧС еще не говорит о его недобросовестности. Во-первых, настрочить какую-либо гадость на человека мог кто угодно: конкурент, бывший парень,  или просто завистливый сосед. А во-вторых, существует человеческий фактор из разряда «показалось» или «сам придумал».
  • Поддерживаем позитивную атмосферу в паблике, чтобы не превращать его в сборище негатива. Нецензурная лексика, выяснение отношений, хамство и подобное строго запрещено.

Разместить пост может любой подписчик. Не-подписчикам эта возможность недоступна.

Что публикуется

Особое внимание прошу обратить на то, что не является мошенничеством.

Информация для заказчиков:

  • Копирайтер выполнил работу не так, как вы хотели. Но так, как вы хотели, в ТЗ или брифе не указано. Специалист не обязан читать ваши мысли и угадывать тайные желания. Все это нужно указывать в ТЗ понятным языком.
  • «Слишком дорого». По идее, вы договариваетесь о стоимости заранее, потому цена не должна стать сюрпризом. Если вы считаете, что стоимость завышена, лучше обратитесь к другому специалисту. 
  • Копирайтер отказался вносить правки, когда работа уже принята. Ключевая фраза - «уже принята». Даже во многих магазинах висит объявление, что сдачу нужно проверять на кассе.
  • Копирайтер отказался с вами сотрудничать. Имеется в виду, что отказался до начала работы, а не сбежал в ее процессе, сорвав дедлайн. Копирайтер имеет полное право отказать вам в оказании услуги, у него могут быть на это абсолютно любые причины, которые, к слову, объяснять он не обязан.
  • Нахамил. Хоть это к мошенничеству и не относится, вполне можно предупредить коллег о неадекватном поведении.
  • Отказался вносить правки, которые не были предусмотрены ТЗ или брифом. Как коней на переправе не меняют, так не меняют и пункты задания, когда оно уже выполняется или тем более выполнено. Вы, конечно, можете попросить копирайтера внести правки в случае изменений условий задания, но помните, что он не обязан этого делать. По крайней мере, бесплатно.

На одной из бирж заказчик отправил статью на доработку, аргументируя тем, что он ошибся и разместил не то ТЗ. Копирайтер отказалась дорабатывать и обратилась в службу поддержки. Она абсолютно права: ошибки с ТЗ - не ее вина.



  • Сорвал внезапно изменившийся дедлайн. Например, изначально оговоренный срок сдачи статьи - 12 мая. Внезапно заказчик говорит, что текст нужно сдать 5 мая. При том, что сегодня 7е. Копирайтер не виноват. Даже если сегодня 1 мая - он не виноват. Если был оговорен срок заранее, копирайтер не обязан его менять. Однако он может, но об этом нужно договариваться, а не приказывать.

Информация для копирайтеров:

  • Заказчик не принял вас на работу или выбрал другого исполнителя. Даже если вы писали тестовое задание (если оно не оплачено и это было оговорено заранее, то где-либо использовать его заказчик не имеет права). Разумеется, заказчик хочет получиться максимально хороший текст, и возможно, нашлись более профессиональные кандидаты. Также заказчику могли не подойти ваши условия.
  • Заказчик предложил низкую оплату. Если предложение было сделано до начала работы, вы можете просто отказаться от сотрудничества. Заказчик ищет исполнителя по той цене, которая его устраивает. Это нормально.
  • Заказчик нахамил. Хоть это и не мошенничество, но можно предупредить коллег о неадекватном поведении, разместив пост в паблике со скриншотами переписки.
  • Заказчик отказался от некачественной статьи или попросил ее доработать. Если текст пестрит ошибками и опечатками, а пункты ТЗ или брифа не выполнены - текст некачественный. 

Я остаюсь при том же мнении, что качество текста равно цене за него. Как и любой товар, качественный текст не может стоить копейки. Подробнее - в этой статье. И тем не менее, даже если оплата за текст - 2 рубля, пункты ТЗ необходимо выполнить или не браться за работу вообще. 


Преимущества паблика

  • Паблик - не помойка и не будет помойкой. Я как администратор этого не допущу.
  • Публикуются посты о мошенничестве только с доказательствами. По этой причине информация в паблике максимально достоверная.
  • Общая база недобросовестных копирайтеров и исполнителей облегчит мониторинг их в интернете.
  • Если имя исполнителя или заказчика размещены в ЧС, вы с легкостью сможете их найти с помощью функции «Поиск по сообществу».

Заключение

Мораль более чем простая - «ребята, давай жить дружно». Любой вид мошенничества - это как минимум неуважение к другому человеку и его работе, а также неуважение к себе.  

Подпишитесь на новости паблика, чтобы не потерять его из виду.

 

Поделиться