Демпинг в копирайтинге: хороший ход или глупость?

Демпинг — это намеренное занижение цены, чтобы выделиться на фоне конкурентов. 

Я прошла ценовой путь от 30 до 350 рублей за 1000 символов для статей, не говоря уже о коммерческих текстах. На определенных этапах я сомневалась, найду ли заказы по более высокой ставке, но мой опыт показал, что чем сильнее заказчик заинтересован в положительном результате, тем лучше он осведомлен о среднерыночной стоимости на услуги копирайтеров. Ну или по крайней мере, открыт к обсуждению. Поэтому демпинг опытным авторам не мешает.

И тем не менее, демпинговать в копирайтинге и контент-райтинге  это верх низости. 

Текст за 500 руб. VS 5000 руб.: что выберет заказчик?

В статье «Топ-5 составляющих цены за текст» я говорила, как один из моих клиентов мне два дня доказывал, что 120 руб. за 1000 символов никто платить не будет.

Любопытно, что перешагнув порог в 100 руб./1000 сбп, я полностью оградила себя от таких расуждений. Заказчикам нужны качественные тексты, поэтому они готовы дать всю необходимую информацию, обсудить условия, выразить пожелания и прочее. Я ценю такое сотрудничество, потому что точно вижу: мои тексты нужны, они работают и помогают человеку развивать свой сайт, паблик или даже бизнес.

По сути, я повторяю мысль из введения: клиент, которому нужен результат, понимает ценность вклада каждого сотрудника, готов искать хорошего специалиста и платить за его работу. 

Откуда берется демпинг?

Но давайте будем откровенными: представим двух гипотетических авторов примерно одинакового уровня, но у одного стоимость работы раза в четыре ниже, чем у второго. Разумеется, заказчик предпочтёт получить более дешёвую услугу аналогичного качества.

Когда я думала над этой статьёй, у меня в голове постоянно крутилась мысль «Какой идиот будет специально занижать цену?». С другой стороны, даже магазины и заводы нередко прибегают к такой методике и устанавливают цены на товар ниже себестоимости.

Оправдан ли такой подход в копирайтинге?

Биржи копирайтинга призывают не переплачивать

Настоящие эксперты в том, как демпинговать - биржи копирайтинга. Многие из них даже в рекламе своих услуг призывают заказчиков получать контент чуть ли не за копейки: etxt рекомендует «не переплачивать», а WHO сравнила авторов с «голодными акулами».

Цены на бирже TurboText

Средние расценки на биржах  30-50 руб. за 1000 символов. Ставка в 100 руб. считается верхом мастерства.

Такие цены были адекватными в 2008 году, когда курс доллара был в пределах 30. Но курс с тех пор сильно вырос, а расценки  нет.

И под влиянием то ли незнания, то ли неуверенности в себе, то ли сознательного демпинга многие, даже хорошие авторы, могут брать в работу такие заказы, тем самым подкрепляя мнение заказчиков, что 30-50 рублей  нормальная цена за работу над текстом.

Конечно, если донести до многих авторов и клиентов мысль, что контент-маркетинг и копирайтинг требуют ответственного подхода, и соответственно, адекватной оплаты, часть авторов сами собой отсеются, поскольку не смогут обеспечить нужный уровень работы. 

Слабые авторы редко работают на перспективу

Порог входа в копирайтинг/контент-райтинг довольно низкий, особенно по сравнению с другими популярными удаленными специальностями.

Часто писать статьи на заказ начинают школьники в свободное от учёбы время, мамочки в декрете, пенсионеры  в общем, те, для кого эта деятельность становится не более чем подработкой.

Им выгоднее на скорую руку написать 1-3 статьи за вечер и получить свои 300-500 руб., чем вникать в тему, общаться с заказчиком, искать экспертов и т.д., даже если цена за такую работы в 5-10 раз выше.

Не поймите меня неправильно: я ничего не имею против подработок, в частности, если этим занимаются вышеупомянутые категории людей. Разумеется, бывают исключения.

Но сфера контент-маркетинга развивается, и просто куча уникальных по всем сервисам текстов не помогут владельцам сайтов много заработать.

Поисковые системы оснащены замечательными алгоритмами, которые отсеивают говнотексты и откровенную рерайтовщину. То есть, разработчики Google, Яндекс и подобных сервисов стараются сделать так, чтобы пользователи сайты с этой хренью не видели. Соответственно, популярность таких текстов сходит на нет.

Поэтому демпинг, возможно, спасает материальное положение не очень хороших авторов, но на самом деле они сами себе роют яму, теряя возможность обучаться, развиваться и как результат  зарабатывать больше.

Если есть спрос на низкооплачиваемые вакансии — есть и предложение

Новички не в курсе, что можно по-другому

Следующие два пункта касаются не намеренного демпинга, а занижения цен по другим причинам.

Когда я пришла в копирайтинг, расценок не знала вообще. Мои первые заказы мне оплачивали по ставке 30 руб./1000 символов, работали мы через какой-то веб-сервис, напоминающий биржу. Его название при всем желании даже не смогу вспомнить.

Следующим клиентом стал заказчик текстов по ставке 50 руб. (и как же я тогда обрадовалась, что буду зарабатывать почти в два раза больше), и только после этого я узнала о биржах.

В общем, моё знакомство с профессией было вообще какое-то нестандартное: обычно начинают как раз с бирж.

 

Типичный пост перспективного новичка

Спустя некоторое время я начала работать с интернет-магазином Buyon. Условия были просто вау: 50 рублей за 1000 символов, по плану нужно было «выдать» в день 6000 символов текста. Параллельно брала заказы на бирже TurboText. Все это время я воспринимала эту работу как основную, но не считала, что можно в ней развиваться. Ну пишу и пишу — что еще надо?

И тогда же наткнулась на паблик ВКонтакте «Подслушано Копирайтинг», благодаря которому узнала, что настоящий копирайтинг  не все подряд текстики в Интернете. 

Оказалось, у него есть разные направления, их можно (а в идеале  нужно!) изучать, а мой любимый маркетинг идёт буквально рука об руку с ним. 

Так я влюбилась в свою профессию.

И только тогда узнала, что 50 рублей за 1000 символов  далеко не среднерычночная цена. 

Многие хорошие авторы не уверены в своих силах

Я сравнивала свои тексты с текстами коллег, и всё равно не могла понять, пора ли мне перешагнуть рубеж в 50 рублей или нет. Очень долго боялась поднимать расценки на свои услуги. Причин было много, все глупые:

  • боялась, что по новой цене не найду заказчиков;
  • часто сомневалась в качестве своих текстов (тем более, что теперь нужна была не только грамотность, но и понимание разных SEO-штук);
  • боялась потерять нынешних заказчиков;
  • просто не верила, что со мной захотят работать по цене 100 руб/1000 сбп и выше.

Напишите в комментариях, узнал ли кто-то в этом себя?:)

И тут я наткнулась на прайс одной не очень грамотной и совершенно безответственной коллеги, у которой ставка была 120 руб. за килознак.

Подняла цену до 100 руб. сразу же. Проблем с новыми заказами не было, зря боялась.

Я считаю, что цены на свои услуги нельзя поднять просто так, потому что захотелось. Нужно сначала здраво оценить, соответствует ли уровень специалиста желаемой им ценовой планке. Но без фанатизма: излишняя самокритичность до добра не доводит. Проверено.

Хороший автор, занижая цену, в первую очередь договаривается со своим внутренним «я» и решает, готов ли он недооценить свою работу и взять, допустим, 1000 рублей за то, что его коллеги оценивают в 5000? 

Демпинг: за или против?

Мой вывод: однозначно против. Занижая цену на свои услуги и выдавая некачественные тексты, автор понижает престиж копирайтинга в глазах окружающих.

Попробуйте сказать человеку, который не особо в теме, что вы  копирайтер, и он наверняка спросит либо непонимающе «А хто это?», либо сочувственно: «Текстики пишешь? На жизнь-то хватает?».

Оно вам надо?

Поделиться статьей